Причина двадцать вторая: «Но если начинать ходить в церковь, тогда ведь надо будет жить по-другому».
А почему ты думаешь, что по-другому — это обязательно хуже, чем сейчас? Разве сейчас твоя жизнь — лучше некуда? «Если я покрещусь, обвенчаюсь, тогда грешить уже будет нельзя, жене изменять...» А этого и сейчас делать нельзя. В грехе и сей- час нет ничего хорошего. Последствия его и сейчас нисколько не лучше. «Нельзя» — это не значит, что все зло греха в нарушении правил церковных. Главное зло — в самом грехе, в том, что он губит нас, наши души. В прибавлении зла в мире, от которого мы все страдаем.
Дьявол предлагает свои способы успокоения: «Волнуешься — закури. Плохое настроение — выпей. Выполняй все свои желания, даже блудные, низкие — не смотри, добро или зло несет это тебе и людям. Живи как можно легче!» Живешь вот так, легко — а тебе становится все тяжелее и тяжелее. А потом приходит и настоящая скорбь — то, чего вовсе не хотел.
А у Бога — наоборот. Он говорит: «Потрудись. Помолись. Потерпи. Покайся. Попостись. Сходи в храм». И становится все легче и легче. Господь Иисус Христос сказал нам: При-идите ко Мне ecu труждающиися и обреме-неннии, и Аз упокою вы. Возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам ва- шим. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф. 11, 28-29).
У Бога — бремя, но оно — легкое. А в миру, у дьявола — всё вроде бы легко, но эта его «легкость» — тяжкая. Сколько слёз-то в миру! И все равно рано или поздно люди приходят со своими скорбями в церковь, не могут с ними сами справиться. Начнешь ходить — сначала будет, может, нелегко, непривычно. А потом будешь удивляться: как мог без этого жить? Ведь одно же благо: и благодать, и польза, и праздники такие радостные, с таким живым смыслом. И мир в душе. И мысли какие-то простые, разумные в голове. И нет с Богом никакой беспомощности в любых затруднениях. А уж когда Господь поможет — такая радость, такая благодарность...