Пора зажигать свечи

Владислав Провоторов

Просмотров: 3080Комментарии: 0
Живопись

Религиозно-мистическая живопись. Часть1

Русский духовный художник и священник Владислав Алексеевич Провоторов родился в Потсдаме в Германии 26 июня 1947 года в семье военного. В 1972 году окончил Московское высшее художественно-промышленное училище им. С.Г. Строганова. С 1975 г. работал в Художественном фонде РСФСР. В 26 лет крестился

Владислав Провоторов

Долгое время был прихожанином и членом причта, членом «двадцатки» храма Николы в Кузнецах. 25 декабря 1994 г. был рукоположен митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. Настоятель Благовещенской церкви с. Павловская Слобода Истринского района Московской области. В 2004 г. был возведен в сан протоиерея. В том же году окончил Коломенскую духовную семинарию. Секретарь епархиального отдела. Женат, имеет двоих детей.Судя по его интервью сейчас картины не пишет:"Кратко могу ответить: два начала — художника и иерея — совместить невозможно. Первое время, будучи наивным человеком, я все же надеялся, что мне удастся их совмещать, то есть продолжать мою программу, делая какие-то работы, которые бы не являлись иконами. Кстати, я никогда не считал себя иконописцем. Хотя у меня было несколько попыток написания икон, но я все равно считаю, что это особое направление, даже с точки зрения профессионального подхода, и ему надо учиться не одно десятилетие. Живопись и иконопись вещи совершенно разные.Поначалу я что-то успевал делать, но потом ситуация с нашим храмом, который требовал каждодневного внимания, постепенно вытесняла художественное творчество"

Духовный путь художника и творческое становление неразрывны. Провоторов начал в 1974 году и уже четверть века создаёт свои шедевры, не обращая внимания на окрики партийных начальников, зависть влиятельной бездари и молчание ангажированных искусствоведов. Один из немногих, в уединении мастерской и священном молчании, он нащупал единый луч, связующий изографов-палешан и Брейгеля. Он стал мэтром подпольной христианской живописи.Не все произведения художника поддаются лёгкой расшифровке. Тем не менее, он прекрасно далёк как от концептуального произвола, так и от безвкусной стилизации. Несмотря на сложную архитектонику, холсты Провоторова, за счёт эмоциональной насыщенности, равно доступны взыскательному знатоку и зрителю, случайно зашедшему с улицы. Эти картины учат Добру, хотя большая часть их посвящена несомненному Злу.

Один за другим с небес нисходят на землю четыре всадника: белый, рыжий, вороной и бледный. Каждый из них должен исполнить свою миссию в отведённый для неё исторический срок и соответствует в земном плане определённым личностям, облечённым властью. В руке первого лук, у второго—меч, третий держит весы, а четвёртый наездник-Смерть—мрачно бликующую косу. "Всадники Апокалипсиса"Преступление над нравственностью не замыкается во внутреннем мире человека. Оно выплёскивается наружу и перекраивает земной шар по своему подобию и образу—«образу зверя». Эту ужасную правду отражает диптих «Космогония № 666» и «Вавилонская башня»Смысловые линии, протянутые к предшествующим картинам Провоторова, сходятся воедино в работе «Ноев ковчег», водружённом на вершину Вавилонской башни. Это чарующее и полное загадок творение, в котором гнев Божий представлен как ослепительная в своей неприступной истине гармония. Для любых проявлений натуры человека Дьявол предусмотрел бесчисленные переходы и причудливые ордера Башни, которые вот-вот накроет цунами всемирного Потопа. Но по неведомой причине её верхние арки обращаются в дикий, нетёсанный камень, над которым вздымается величественный и простой одновременно Ковчег. Только он сможет поплыть по ревущим волнам Светопреставления, только для него занимается рассвет негасимого Солнца.

Вавилонская башня — башня, которой посвящено библейское предание, изложенное в первых девяти стихах 11 главы книги Бытие. Согласно этому преданию, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке. С востока люди пришли в землю Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата) , где решили построить город (Вавилон) и башню высотой до небес, чтобы «сделать себе имя» . Строительство башни было прервано Богом, который «смешал» язык людей, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле. Таким образом, сказание о вавилонской башне объясняет появление различных языков после Всемирного потопа.Ряд учёных-библеистов прослеживает связь истории о вавилонской башне со строительством в Междуречье высоких башен-храмов, называвшихся зиккуратами. Вершины башен служили для отправления религиозных обрядов и астрономических наблюдений.

Самый высокий зиккурат находился именно в Вавилоне. Он назывался Этеменанки, что означает «дом, где сходятся небеса с землею» . Неизвестно, когда именно было осуществлено первоначальное строительство этой башни, но она уже существовала во время правления Хаммурапи. Ассирийский царь Синахериб в 689 г. до н. э. разрушил Вавилон, этой же участи подвергся Этеменанки. Зиккурат был восстановлен Навуходоносором II. Евреи, насильственно переселенные Навуходоносором в Вавилон после уничтожения Иудейского царства, познакомились с культурой и религией Междуречья и, несомненно, знали о существовании зиккуратов. Не исключено, хотя этому нет никаких исторических свидетельств, что пленные евреи участвовали в восстановлении Этеменанки.Сама башня разрушалась и реконструировалась несколько раз. Только после последней реконструкции фундамент башни достиг ширины 90 м при такой же высоте сооружения. Для возведения этой башни было использовано около 85 млн кирпичей. Монументальная лестница вела к верхней платформе, где устремлялся в небо двухэтажный храм. Башня была частью храмового комплекса, располагавшегося на берегах реки Евфрат. Найденные археологами глиняные таблички с надписями позволяют утверждать, что каждая секция башни имела свое значение. Таблички дают информацию о религиозных ритуалах в храме.В Библии Вавилон выступает олицетворением греха.

В заключении отмечу после "Семи смертных грехов" Провоторовым были написаны наиболее впечатляющие и загадочные полотна, которые никто пока не пытался осмысливать в целом.

Два символа, «Вавилонская башня» (в Ветхом Завете) и Вавилонская блудница (в Новом), совмещены Провоторовым в один. Удивительно, что до него этот, диктуемый самой логикой Писания, приём не был никем использован. Картина со Змием представляет вид Башни изнутри; Блудница на 7-головом Звере-Антихристе—снаружи. За образом Lady in red легко угадываются негативные черты торгово-промышленной цивилизации, всё бесстыднее попирающей незыблемые этические мерила и охотно прикрывающей постулатами свободы и всепрощения — вседозволенность и болезненную пресыщенность. Но они не могут служить замковыми камнями башни. Даже Вавилонской. И та начинает рушиться.

Образ Башни, воплощающей, судя по всему, культуру человечества, является ключевым для провоторовского символизма. В «Молитве» (1992-93) она предстаёт как столп, ставший ареной «невидимой брани» между схимником и змеем-искусителем. В её нижних этажах танцует падчерица Ирода в коралловой диадиме с окровавленной головой Иоанна Предтечи на подносе («Танец Саломеи», 1995). А где-то рядом зодиакальный Рак схватился в яростной «Схватке» (1993) с черепом гигантского Кабана, у которого почему-то светится живой глаз.

Саломея

Спустя несколько лет после убийства Иоанна Крестителя за это преступление, за распятие Иисуса Христа, а также за другие грехи, к Ироду Антипе пришло суровое наказание Господне. Вот в виде каких подлинных и неотвратимых событий оно проявилось. Брат Иродиады, Ирод Агриппа, который был племянником Ирода Антипы, тайно поехал в Рим и оклеветал Ирода Антипу перед римским императором Калигулою.

Причем клеветник ложно обвинил Ирода Антипу в том, что якобы тот имеет изменнические замыслы против римлян. И несмотря на то, что Ирод пытался оправдаться, Калигула поверил откровенной лжи. В результате чего Ирод Антипа был лишен власти, смещен с престола царя, и как изменник, был первоначально сослан в заточение в крепость Лион (Лугдун), находящуюся в Галлии. А затем был сослан в Лериду в испанскую крепость с более жесткими условиями.

Ирод очень страдал от того, что лишился власти, роскоши и богатства. Жизнь в заточении, в тяжелых условиях лишенных комфорта очень угнетала его и вызывала не только моральное угнетение, но проявлялась в целом ряде болезней, от которых он сильно страдал. Иродиада и дочь её, Соломея, находились вместе с Иродом и разделили с ним все муки изгнания и последующую за ними гибель.

Первой погибла Соломея. И гибель её была продолжительной и мучительной. Согласно преданию, после того, когда она вдоволь получила страданий от тяжелой, лишенной роскоши, жизни, Соломея однажды зимой переходила по льду небольшую речку Сикорис. На середине реки довольно толстый слой льда вдруг чудесным образом разошелся под её телом, и она рухнула в воду. Ноги её не доставали дна реки, так как она была глубокой. Соломея провалилась под лед так, что лед сверхъестественным образом стиснул её шею, и зажал голову. Криков Соломеи никто не услышал, так как именно в это время никого из людей не оказалось рядом. Несмотря на отчаянное сопротивление, Соломея не могла выбраться из этого положения и продолжала висеть на шее, в то время как её туловище мерно раскачивалось подо льдом до тех пор, пока лед сверхъестественным образом не перерезал шеи. После этого её тело упало на дно реки, а голову погибшей Соломеи принесли и отдали Ироду и Иродиаде

Оставьте комментарий!


Комментарий будет опубликован после проверки

     

  

(обязательно)